Социалку кастрировали, урезали, потом четвертовали. Зачем?
Опубликовано: 23 Октябрь, 2017
Резкое сужение «кормовой базы», как непосредственный результат Евромайдана и последовавших за ним событий, вынудило постепенно пускать под острый нож «социалку».
Впрочем, правящая верхушка фактически вошла в фазу предвыборной кампании, а потому, учитывая собственные рейтинги, бьющие антирекорды, так и или иначе, но вынуждена прибегнуть к старому-доброму методу – раздаче социальных подачек. Последними необходимо обеспечить ключевой электорат – пенсионеров, бюджетников, силовиков.
И, как говорится, процесс пошел. Так, по итогам принятия пенсионной реформы номинальный размер пенсий увеличился в среднем на несколько сотен гривен. Однако заметим, что повысить пенсии (а точнее, повышением назвать это нельзя – скорее, индексацией, которая так и не покроет реальный, а не «госкомстатовский», уровень инфляции, перевалившей за 100% с 2014 года) можно было и без принятия реформы, в результате которой в долгосрочной перспективе даже минимальная пенсия (на сегодня это $55) станет уделом избранных. Однако горизонт планирования нынешней властей ограничивается в лучшем случае плановыми выборами-2019.
С финансированием силового блока тоже все понятно. Уже не первый год на него выделяется 5% от ВВП, что является одним из наибольших показателей в мире, притом темпы роста затрат на правоохранительные структуры опережают темпы роста финансирования ВСУ. Стоит напомнить, что по случаю Дня воздушных сил Украины президент Петр Порошенко пообещал увеличить денежные выплаты участникам АТО, кроме того последние фактически станут единственной категорией, которой будет положена бесплатная медицина.
Не лучшим образом обстоят дела с бюджетниками. Но, представляется, что ближе к выборам деньги на номинальное увеличение заработных плат найдутся-таки (что, повторимся, так и не вернет их на уровень 2013 года в СКВ – и это при совершенно ином индексе цен) – к примеру, за счет эмиссионного финансирования (примерно как была профинансирована пресловутая «реформа 3200») и дальнейшего увеличения планки государственного долга (как показал опыт последнего размещения 15-летних еврооблигаций на $3 млрд под 7,375%, даже чрезвычайно высокая процентная ставка, на уровне стран «третьего мира», не будет препятствием для киевских властей, нацеленных на решение своих тактических задач).
Отдельно необходимо упомянуть, что фронду в высоких властных кабинетах также планируют купировать за счет денежных вливаний: повышением зарплат для управленческой верхушки (и без того продемонстрировавших рекордный рост с 2014 года), раздачей субвенций на отдельные избирательные округа, предоставления преференций ряду бизнес-групп, подставляющих дружественное плечо власти.
Что касается широких слоев населения, сосредоточенного в частном секторе, то для него хороших новостей практически нет. Заметим, что за последние годы ввиду ускоренной деиндустриализации, утраты традиционных рынков сбыта, падения цен на основные экпортные товары население (прежде всего, занятое в частном секторе) стало ключевой ресурсной базой «верхов» – 80% налоговых доходов госбюджета формируется за счет физлиц.
Потому набор «пряников» на фоне многочисленных «кнутов» последних лет крайне ограниченный. Таковыми могут быть разве что:
а) незначительное снижение коммунальных тарифов и выплата денежных компенсаций за неиспользованные услуги в рамках субсидионных программ (идею выплату компенсаций премьер-министр Гройсман выдвинул еще весной этого года);
Однако, возможно, мы склонны переоценивать благие намерения власть придержащих. Как и ранее, в ходе предвыборной кампании ставка будет делаться прежде всего на административные ресурсы, силовые возможности, медийные ретрансляторы и шоу-политику, которая будет камуфлировать безрадостные политэкономические процессе в стране, а также на подпитку социальной апатии.
Денис Гаевский, обозреватель
Добавить комментарий