ХАРЬКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВСЕУКРАИНСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНВАЛИДОВ “СОЮЗ ЧЕРНОБЫЛЬ УКРАИНЫ”Харьковская общественная организация «Чернобылец Харьковщины»

26 апреля 1986 года

На четвёртом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошла авария, ставшая крупнейшей катастрофой в истории атомной энергетики...

Последствия

Уже прошло 33 года, со дня аварии на ЧАЭС, но до сих пор мы видим её последствия...

На Харьковщине

По состоянию на 01.01.2020 года - 20 212 пострадавших от последствий аварии на ЧАЭС

10 248 ликвидаторов

Участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС 10 248, в т.ч. инвалидов 5227 чел.

5 285 потерпевших

Потерпевших от Чернобыльской катастрофы 5285, в т.ч. 942 инвалида

164 человека

164 участников других ядерных испытаний, в т.ч. 51 инвалидов

1 946 вдов

1946 вдов, умерших чернобыльцев, смерть которых связана с последствиями аварии на ЧАЭС

2 569 детей

Пострадало 2569 детей, в т.ч. 5 из них инвалидов

Помним, скорбим

С 1986 года на Харьковщине умерло более 10 тысяч человек...

ПЕНСИОННЫЙ КОЛЛАПС В УКРАИНЕ ПРИБЛИЖАЕТСЯ И ЗАТРОНЕТ КАЖДОГО

Опубликовано: 14 Июнь, 2016

Если социально-экономическое развитие Украины будет идти согласно сложившимся тенденциям, то большинству читателей этого блога не стоит рассчитывать даже на символическую заботу государства в старости. И не только потому, что многие не доживут до 60 лет (в среднем 22%, а если читатель относится к мужскому полу – то почти 33%). Ситуация с пенсионной системой Украины настолько плоха, что в недалеком будущем, как говорил персонаж Роберта Льюиса Стивенсона, «живые пенсионеры будут завидовать мертвым».

Пенсия-штраф

Украина страдает пенсионной болезнью развитых стран, но при этом не имеет лекарства, которое имеют эти страны. В большинстве развитых стран спад рождаемости и рост продолжительности жизни привели к увеличению демографической нагрузки, то есть ухудшению соотношения работающих и иждивенцев. В Украине сравнительно неплохая ситуация с продолжительностью жизни («неплохая» с точки зрения Пенсионного фонда, а не с точки зрения индивидуума, желающего жить как можно дольше) перекрывается оттоком трудоспособного населения за рубеж. На одного штатного работника в Украине приходится полтора пенсионера. И даже если считать всех занятых (которые далеко не все платят налоги), выходит, что на 16,4 млн занятых у нас 12,1 млн пенсионеров.

Поэтому в 2015 году дефицит Пенсионного фонда составил 80 млрд гривен при расходах 245 млрд грн. В 2016 ожидается дефицит в 145 млрд грн, так как был снижен размер единого социального взноса на 16%, при этом фонд оплаты труда вырос всего на 9%. Надежды на то, что снижение налогов будет стимулировать платить работникам больше, не оправдались. Это было вполне ожидаемо – в неэффективном коррумпированном государстве ставки налогов не являются эффективным регулятором. Большинство граждан, видя, как чиновники распоряжаются государственными средствами, предпочтет оставить налоги себе.

Для понимания масштаба стоящей проблемы стоит назвать пару цифр. Всего фактические доходы Сводного бюджета Украины в 2015 г. составили 652 млрд грн. В 2016 г. они ожидаются не более 700 млрд грн. И вот из этих 700 в текущем году надо будет 145 миллиардов, то есть 21%, отправить на погашение дефицита Пенсионного фонда.

Развитые страны решают проблему демографической нагрузки за счет миграции. Миграционная политика западных стран, том числе и в отношении беженцев, вызвана не только гуманизмом, но и потребностью в рабочих руках. У Украины такой возможности нет. Откуда может привлечь иммигрантов страна, средняя зарплата в которой в три раза меньше китайской и примерно равна вьетнамской? Наоборот, все больше украинцев эмигрируют, и эта тенденция будет только развиваться. Основным препятствием для эмиграции украинцев сейчас является банальное незнание, насколько легко и какими именно способами человек «с руками» может обустроиться в ЕС. Чем дальше, тем больше будет уехавших на заработки или навсегда.

Сейчас украинские власти пытаются найти способы решить проблему Пенсионного фонда, не понимая или не желая себе признаться, что эта задача не имеет решения в сформулированной ими постановке. Среди рассматриваемых вариантов:

Установить минимальный размер единого социального взноса.

Частично это уменьшит дефицит, но, учитывая динамику экономики, принципиально проблему это не решит, а если не рассчитать с размером минимума и налоговым давлением – все уйдут в тень, закроются или выведут бизнес.

Увеличить пенсионный возраст.

Это позволит отодвинуть коллапс на несколько лет и снизит нагрузку за счет того, что доживут не все, но не позволит переломить тренд. Снижение количества пенсионеров на 1-2 миллиона уменьшит дефицит, но отток работников и снижение рождаемости будет продолжаться. Для баланса нужно увеличить доходы и количество платящих. К тому же увеличение пенсионного возраста подогреет и без того кипящее социальное напряжение.

Ввести накопительную пенсионную систему.

Эта реформа постоянно обсуждается, но не является первоочередной при рассмотрении, так как эффект от нее будет только через десятилетия. К тому же, никто не знает, как создать работающую накопительную пенсионную систему в стране с нестабильной экономикой, в которой регулярно банкротятся банки, а доверие населения к различным фондам, даже государственным, такое же, как к МММ.

Перестать платить пенсии.

Конечно, пока что речь не идет о полном прекращении выплат, но использование различных поводов для невыполнения государством своих обязательств позволяет сторонникам большевистских методов госуправления «день простоять да ночь продержаться», в расчете, что кардинально проблему придется решать уже преемникам. Наглядно реализацию этой стратегии демонстрирует искусственно созданный хаос с невыплатой соцплатежей вынужденным переселенцам. После отработки технологий на миллионе пенсионеров-переселенцев они могут быть применены к остальным одиннадцати миллионам. Для начала это может быть полная заморозка пенсий при высокой инфляции. Сейчас это кажется нереальным, но большой путь начинается с первого шага, а уже сделано несколько шагов в этом направлении. Украина будет далеко не первой страной, в которой нет пенсий или же пенсии символические.

Таким образом, количество работников в Украине будет уменьшаться, а количество иждивенцев – расти. Притоку работников взяться неоткуда. Увеличение налогообложения и повышение пенсионного возраста позволит отсрочить коллапс, но не изменит тренды. Поэтому, в конце концов, все активней станет применяться последний способ – урезание пенсий под различными предлогами.

Что же необходимо делать в сложившейся ситуации?

Государственным деятелям пора признать, что пенсионный кризис – всего один из симптомов. Его разрешение возможно только в рамках построения эффективного государства, что позволит использовать проверенные методы развитых стран. Запас прочности государства исчерпан и только реальные, революционные реформы дают шанс на выживание. К сожалению, более надежный эволюционный путь для Украины уже закрыт, так как он требует запасов времени и прочности.

Гражданам же необходимо осознать, что пенсионной поддержки от государства, если ничего кардинально не изменится, не будет. Поэтому выживание в старости им необходимо обеспечивать себе самостоятельно. Это может быть конфуцианский подход – когда стариков содержат дети. Кому позволяют доходы, может создать себе личную пенсионную кубышку в надежном европейском банке, а у кого есть еще и знания – обеспечить ее рост вложением в диверсифицированный портфель ценных бумаг.

Оптимисты могут направить свои усилия на построение эффективного государства. Пессимисты могут эмигрировать. Каждый может выбрать свой путь решения проблемы, главное понимать, что описанная проблема неизбежно возникнет лично у вас, если Украина будет продолжать двигаться по наблюдаемой траектории.

Источник:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Создание сайта на WordPress - Rubika.